С 30 апреля 2017 года Россия присоединится к Конвенции № 175 о работе на условиях неполного рабочего времени
30 апреля 2017 года вступит в силу Федеральный закон от 02.03.2016 года N 36-ФЗ «О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции № 175)». Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенция N 175) была принята на 81-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 24 июня 1994 года.
Предлагаем рассмотреть основные положения Конвенции, направленной на обеспечение защиты работников, работающих неполное рабочее время.
В статье 1 Конвенции дается определение термина «трудящегося, работающего неполное рабочее время» - это работающее по найму лицо, нормальная продолжительность рабочего времени которого меньше нормальной продолжительности рабочего времени трудящихся, занятых полное рабочее время и находящихся в сравнимой ситуации.
Положения Конвенции не распространяются на работников, занятых неполное время в связи с временным сокращением рабочего времени по технологическим или организационным причинам по инициативе работодателя.
Статьей 7 Конвенции предусматривается, что работающим на условиях неполного рабочего времени должны быть предоставлены эквивалентные условия (гарантии) работающим на условиях полного рабочего времени в вопросах:
- защиты материнства;
- прекращения трудовых отношений;
- предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска;
- отпуска по болезни.
Также в статье указывается, что денежные выплаты рассчитываются пропорционально продолжительности рабочего времени или заработку.
При ратификации Конвенции вносить изменения в Трудовой кодекс РФ не потребуется, так как как нормы действующего Трудового кодекса соответствуют положениям данной Конвенции.
Предлагаем рассмотреть основные статьи Трудового кодекса, регулирующие работу на условиях неполного рабочего времени, которые необходимо учитывать при ведении кадрового учета.
Согласно статьи 93 Трудового кодекса при работе на условиях неполного рабочего времени:
- неполный рабочий день или неполная рабочая неделя могут устанавливать по соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии;
- оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ;
- для работников нет ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Перечень кадровых документов для работы на условиях неполного рабочего времени при ведении кадрового учета зависит от того, когда устанавливается данный режим работы - при приеме на работу или впоследствии. Наш Департамент кадрового учета предлагает услуги по ведению кадрового делопроизводства, которые включают в себя оформление всего комплекса кадровой документации. Наши специалисты по кадровому делопроизводству подготовят все необходимые документы по оформлению работника на условиях неполного рабочего времени.
При ведении кадрового учета при приеме работника на работу на условиях неполного рабочего времени необходимо обязательно наличие заявления работника. В трудовом договоре и приказе о приеме на работу должно быть прописано условие о работе на условиях неполного рабочего времени.
Для грамотного оформления работы в условиях неполного рабочего времени в документах кадрового учета должна содержаться информация о дате, с которой устанавливается данный режим работы, конкретная продолжительность рабочего времени, вид рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) и др.
Следует также иметь ввиду, что некоторым категориям работников работодатель при ведении кадрового учета не вправе отказать и обязан устанавливать режим неполного рабочего времени по их просьбе (статьи 93 и 256 Трудового кодекса):
- беременным женщинам;
- одному из родителей, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет);
- лицам, осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением;
- женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, или другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком и желающему работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия.
Наибольшее количество вопросов при ведении кадрового учета возникает в случае, когда неполное рабочее время вводится по инициативе работодателя. Согласно статьи 74 Трудового кодекса введение по инициативе работодателя неполного рабочего времени в случаях:
- при причин, которые могут повлечь массовое сокращение работников. В этом случае работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев;
- изменение организационных и технологических условий труда. В этом случае работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения такого режима.
Процедура введения неполного рабочего времени предполагает оформление целого комплекса кадровых документов, обязательное соблюдение сроков уведомлений и др. Все это учитывается специалистами нашего Департамента кадрового учета при ведении кадрового делопроизводства у наших клиентов.
При ведении кадрового учета грамотное оформление работы на условиях неполного рабочего времени очень важно, так как поможет в дальнейшем избежать трудовых споров с работниками и успешно проходить проверки трудовой инспекции. Именно в этом состоит работа нашего Департамента кадрового учета. Мы предлагаем профессиональную помощь во всех вопросах ведения кадрового делопроизводства и применения трудового права.